«Мама, я боюсь зомби! Они могут укусить нас, и мы умрем»
Эти слова прозвучали сквозь слезы на лице нашего сына. Страх зомби существенно повлиял на наши будни. Возрастные страхи в пределах нормы появляются и проходят, если их не отрицать, а помочь ребенку справится с ними.
В конце статьи вы найдете пошаговый алгоритм, помогающий ребенку сделать на первом этапе борьбы со страхом.
«Мир фантазий, подпитываемый воображением может перенестись в наш мир. Ребенком быть сложно, если твои два мира непонятны для взрослых»
Границы реального и фантазийного мира находятся в тесной связи. Именно по этой причине не стоит ребенку создавать страхи своими словами (не будешь слушаться, отдам бабе яге, непослушных деток забирает бабайка). Например, телевизор и мультфильмы без ограничений могут также стать источником тревожности, переходящей в страхи. Страх зомби у нашего сына возник после просмотра мультфильма пока он был в гостях у бабушки.
«Бояться – это нормально. Мальчики и девочки, мужчины и женщины испытывают страх»
Что такое страх?
Страх – это эмоция, которая возникает как ответная реакция организма на угрозу. Тревожность и страх имеют кардинальны различия, у одного есть конкретный объект. Страх имеет свойство расти, становясь все больше и больше, если ничего не делать или делать так:
- Не принимать страх
- Отрицать его факт
- Высмеивать объект страха, как что-то глупое (это же кукла, ты что? Что за глупости, нет под кроватью монстра)
- Оставлять ребенка наедине со страхом
- Манипулировать с помощью объекта страха (не уберешь в комнате, позову бабайку из под кровати)
- Кричать и злиться в тот момент, когда ребенок рассказывает о своих страхах
Фразы помогающие ребенку:
«Ты чего боишься ерунды, как маленький»
«Это все лишь картинка»
«Ты уже взрослый мальчик. А такие глупости говоришь»
Делюсь с вами схемой отработки страха, которой я пользовалась. Этапы можно комбинировать и интегрировать.
Ниже детальное описание нашей схемы, использованной мной в отработке страха зомби (возрастной, природный, боязнь смерти родителей, приобретённый).
«Снятие напряжения»
Снимаем зажимы, мышечное напряжение и даем сенсорную напитку. Если ребенок ранее не был знаком с техниками для расслабления делайте вместе все упражнения. В комплексе у нас шли занятий йогой, сын практикует их больше года.
Для чего это ребенку?
Стресс стимулирует выработку адреналина. Гормон попавший в кровь приводит наш организм в боевую готовность – беги, делай, сражайся, защищайся. Если у ребенка регулярный стресс, а страхи – это стресс для детского организма, то ему нужно уметь восстановиться физически.
№1 Брюшное дыхание
Ребенку нужно медленно и глубоко сделать вдох, а выдох немного быстрее (сидя, лежа, стоя, как удобно), надувая живот. Мы кладем руки на живот и наблюдаем как шарик надувается и сдувается. По времени это занимает 3-4 минуты.
Ключевой момент: дышать нужно именно животом, дыхание должно быть медленным.
№2 Дыхание свечи
Зажигаем свечу и садимся рядом с ней, необходимо сделать неглубокий вдох и подуть несильно.
Ключевые моменты: пламя должно колыхнуться, но не погаснуть
№3 Перышко (адаптировала под нас)
Ребенок ложиться на ровную поверхность. При прикосновении к определенной части тела «перышка» в нашем случае маминых рук, ребенок должен расслабить именно эту часть. Так постепенно он полностью расслабляется (руки, шея, лоб, плечи, ноги, таз, живот).
Ключевые моменты: в процессе упражнения не играем, лучше медитативную сказку рассказать.
№4 «Звезда»
Это упражнение я взяла из йоги. Суть его в том, что нужно лечь на пол, развести ноги руки в разные стороны. Далее чередуем «тянемся – расслабляемся»
№5 Укутывание
У вас есть одеяло дома? Если есть, то смело закутываем ребенка, потом раскутываем. Катаем его закутанным по полу.
№6 Прыгни выше
Простой и эффективное упражнение. Прыгаем в высоту, прыгаем в сторону, прыгаем назад и вперед. Кто выше? Какой твой прыжок был самым высоким? Это вопросы можно задать ребенку
№7 Водное шоу
Тазик с водой вместо инструмента музыкального (барабана). Поиграем? Пусть ребенок хлопает по воде, чем сильнее, тем лучше
№8 Что я чувствую?
Элементы самомассажа, поглаживание, пощипывание и еще множество вариантов есть (Улла Кислинг приводила замечательные примеры)
Резюмирую: это большая часть упражнений на релаксацию, которые мы использовали в процессе отработки страха. Также не забывайте про объятия, поцелую, спокойное и доброжелательное отношение к ребенку и активные игры (подбрасывания папой, активные игры (борьба с папой, городки, игры с мячом и другие) не писала. Важным фактором является принятие страха ребенка, а не отрицание его наличия.
Остальные этапы с примерами разберем в следующей статье из цикла «Детские страхи от А до Я». В эту субботу заходите и читайте «Как работать с детскими страхами». До встречи!